Информация для юридических и физических лиц по вопросам государственного земельного надзора

i (23)РОСРЕЕСТР СООБЩАЕТ

 Государственный земельный надзор

 Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

Проведение государственного земельного надзора предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации.

Цель государственного земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

К компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области относится осуществление контроля за соблюдением:

  • выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
  • порядка переуступки права пользования землей;
  • выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
  • порядка предоставления сведений о состоянии земель;
  • исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
  • выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Перечень обязательных требований законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом проверок соблюдения земельного законодательства

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные федеральными законами.

МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ ЗЕМЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) Росреестр и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:

статья 7.1 КоАП — в части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

часть 1 статьи 7.2 КоАП — уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

статья 7.10 КоАП — в части самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

часть 1 статьи 8.8 КоАП — использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

      статья 7.34 КоАП — нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

    Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица

часть 1.1 статьи 8.8 КоАП — неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

часть 2 статьи 8.8 КоАП — невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях устранения правонарушений Росреестром (его территориальными органами) выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых впоследствии Росреестром (его территориальными органами) контролируется.

В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.

На сайте Минэкономразвития России для публичной экспертизы размещен проект федерального закона, направленный на совершенствование государственного земельного надзора.

Проектом предусмотрены поправки в КоАП РФ, корректирующие составы правонарушений, связанных с противоправным использованием земельных участков (самовольное занятие земельного участка, использование участка не по целевому назначению и т.п.). Предусмотрено повышение административных штрафов за такие правонарушения, а также установление размера таких штрафов в процентах от кадастровой стоимости соответствующих участков.

Предусматривается вступление в силу законопроекта с 1 января 2014 года.

На территории Киришского района полномочия по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Киришский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области. Для реализации возложенных полномочий государственными инспекторами по использованию и охране земель Киришского отдела регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки по соблюдению требований земельного законодательства.

За период с января по ноябрь 2013 года государственными инспекторами проведены 137 проверок, в ходе проведения которых выявлены 44 нарушения требований земельного законодательства. В отношении нарушителей земельного законодательства вынесены Постановления о наложении административного наказания, наложены административные штрафы на общую сумму 21300 руб., которые взысканы в установленный законом срок.

По результатам проведения проверок нарушителям внесены обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений земельного законодательства.

Консультации для  юридических и физических лиц по вопросам государственного земельного надзора проводят: главный государственный инспектор Киришского района по использованию и охране земель Ширяева Елена Федоровна (тел.59-810), заместитель главного государственного инспектора Киришского района по использованию и охране земель Кобелева Инга Валентиновна (тел.58-303) по адресу: г.Кириши, пр.Героев, д.34а.

На личный прием можно записаться по телефону 597-88.

Опубликовано в рубрике