Центр волости — поселок Кусино — находится на шоссе Зуево — Новая Ладога, в 17 км от райцентра.
Волость расположена в западной части Киришского района, граничит с Глажевской волостью и Новгородской областью.
На территории волости проходит железная дорога Кириши — Ирса — Чудово.
В составе волости 10 населенных пунктов: деревни Кусино, Березовик, Менёвша, Извоз, Посадников Остров, Мелехово, железнодорожные станции Тигода, Ирса, Посадниково и Жарок. Проживают 1029 человек, в их числе 245 пенсионеров. В АОЗТ „Березовское» работают 140 человек.
В волости 509 га сельхозугодий, из них 103 га сенокосов; 170 га пастбищ; 51 га под огородами; 80 га приусадебных земельных участков; 430 дачных участков, владельцами которых являются жители Киришей и Петербурга; крестьянских хозяйств — 67.
На территории волости действуют три торговые точки, дом культуры, библио¬тека, врачебная амбулатория, отделение связи, детский сад на 140 мест, средняя школа на 320 мест, баня.
Турами, бобрами славна
Впервые о деревнях Кусинской волости упоминается в официальных документах Новоладожского уезда, датированных 1717 годом. Из них мы узнаем, например, что тигодские крестьяне принадлежали помещику Озерову. В деревнях Менёвша, Тур, Кусино проживали староверы) Из другого документа известно, что в Мелехово в 1850 году построена церковь Покрова (в советское время полуразрушена). Кое-какие сведения о волости содержатся в „Военно-статистическом обозрении Российской империи», которое издавалось при I отделении Департамента Генерального штаба (С.-Петербург, 1851 г.).
Вот выдержка из этого документа: „Река Тигода — приток с левой стороны Волхова. Она сплавная река на 100 верст, судоходна на 25 верст. Окрестности Тигоды… лесисты. Широкая долина Тигоды вместе с верховьем Волхова изобилует сеном, которое ежегодно отправляется в больших количествах в Петербург. По всем упомянутым притокам при весеннем половодье сплавляются россыпью дрова и некоторое количество леса, которые при впадении притоков в Волхов (близ коих устраиваются запани) нагружаются на суда, связываются гонки и отправляются по Волхову и Ладожскому каналу в Петербург. Через реку Тигода ходит паром…
Зимние пути: от Жара на Липовик, Дедвино, погост Ильинский и Болотницу. Эта дорога служит местным жителям для кратчайшего выезда к Петербургу. Зимние пути в Петербургской губернии открываются не ранее, как в начале декабря и держатся до половины и до конца марта».
Вот как истолковывается смысл названий здешних селений. Кусино — от вепского слова „кус» — ель. Есть и другая версия — свое название деревня получила от реки Кусинки, на которой жило много бобров и валялись по берегам бобрами „кусаные деревья».
Тур — дикий бык, он же зубр; в старину был широко распространен повсеместно, часто упоминается в древнерусских летописях. Кстати, и собственное имя Тур было у восточных славян не редкостью. Вероятно, свое название деревня получила либо потому, что в здешних лесах водились эти могучие животные, либо по имени первопоселенца, которого звали Тур.
Деревня Жар свое название получила потому, что часто горела. Впервые ее сожгли литовцы еще в XV веке.
Мягры — от вепского слова „мягр» — барсук.
На территории волости было несколько имений помещиков. Сохранились сведения о их владениях и имуществе на 1914 г.
У Петра Давидовича Костылева, например, было 2 жилых дома, амбар, ледник, баня, гумно, 2 скотных двора, 2 сарая, веялка, сенной пресс, 300 десятин земли, из которых 19 — пахотной, 2 под усадьбой, 80 — покосов, 199 — леса и вырубки. В имении Байрашева — 61 десятина пахотной земли, 519 — суходольного и лесных покосов, 5215 десятин были заняты лесами и вырубками, 1430 — болотами и кустарником; в усадьбе было два дома, летний домик, людская, „белая» баня, скотный двор, сарай для экипажей, поднавес, ледник, два амбара. Был у этого помещика еще хутор Чагода с двумя домами, конюшнями, гумном, ригой, сараями для зерна, хутора на Мордвине, еще хутор между Менёвшей и Грядой.
Земли между деревнями Жар и Мягры принадлежали помещице Анастасии Яковлевне Егоровой: 16 десятин пахоты, 150— покоса, 516 — под лесом и вырубками, 5 — болота.
Крепкое хозяйство имел выходец из Тулы Николай Прокофьевич Бушин.
В Кусино было поместье Марии Андреевны Котовой, а между деревнями Липовик и Дубовик раскинулись владения Андрея Васильевича Афанасьева.
Когда грянула Октябрьская революция 1917 года, все эти поместья и имущество были самовольно захвачены местными крестьянами.
В ходе коллективизации на территории волости было организовано 11 колхозов: в деревне Кусино — „Красный пахарь», в Ирсе — „Красная Ирса», в Мяграх — „Верный путь», в Дубовике — „Красная Чагода» и др. Это были в основном небольшие сельхозартели. Например, в „Верном пути» объединились 26 крестьянских хозяйств, земли было 1669 га, 95 голов крупного рогатого скота, 26 лошадей, 21 коза, 47 свиней, 100 куриц, 23 семьи пчел.
Тяжкие испытания выпали на долю местных жителей в годы Великой Отечест¬венной войны. Территория нынешней Кусинской волости с 26 августа 1941 года по 26 января 1944 года была занята противником и находилась на линии обороны. Население деревень немцы распределили по лагерям. Тех, кто отказывался оставлять родные места, расстреливали. Фашисты, по рассказам очевидцев, каждую ночь сжигали в деревнях Кусино и Тур по дому. В Березовике располагался лагерь советских военнопленных.
3 октября 1943 года немецкие войска были вынуждены покинуть Киришский плацдарм. Через день советские воины освободили Ирсу и с боями подошли к серьезно укрепленному немцами рубежу в районе деревень Тур, Кусино, Липовик, Березовик, Жар. Бои здесь продолжались вплоть до 20 января 1944 года, когда началось общее наступление советских войск.
В послевоенное время значительная часть разоренных колхозов так и не была восстановлена. На территориях этих хозяйств были образованы совхозы „Кусино», имени Ленина, „Красный Липовик», „Новая жизнь», „Холмогоры». Они постепенно, с ходом лет, укрупнялись, и в 1968 году слились в один совхоз — „Березовский».
В 1993 году это хозяйство прекратило существование, а на его землях зарегистрировано АОЗТ „Березовское».