Особенности защиты населения от терроризма с применением средств массового поражения
Особую опасность представляет терроризм с применением средств массового поражения. Сегодня компоненты ядерного, химического и биологического оружия стали более доступными, чем это было несколько лет назад.
Реально существует опасность использования средств электро- (магнитного терроризма), а также кибернетического терроризма. Применение этих средств может вывести из строя системы управления транспортом и энергоснабжением потенциально опасных объектов, а также нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем с соответствующими последствиями.
Проблема ядерного терроризма особенно актуальна для многих стран с развитой ядерной энергетикой, где уже имелись отдельные весьма настораживающие факты диверсий и угроз. Так, во Франции в ходе волны промышленных протестов (1995 г.) саботажниками была засыпана соль во второй охлаждающий контур третьего энергоблока АЭС Блэйс. Высказывались угрозы взрыва на Игналинской АЭС после вынесения судом. Литвы смертного приговора одному из лидеров преступной группировки в ноябре 1994 г.
Проблема химического терроризма также является основной.
В современных условиях наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения террактов являются:
-
токсичные гербициды и инсектициды;
-
сильнодействующие ядовитые вещества: хлор, фосген, синильная кислота и другие;
-
отравляющие вещества: зарин, зоман, Ви-икс, иприт, люизит;
-
психогенные и наркотические вещества;
-
возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, туляримии и других;
-
природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины.
Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов различными путями:
-
отравляющие вещества могут похитить с военных складов и арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты;
-
биологические агенты могут похитить из учреждений, осуществляющих производство вакцинных препаратов от особо опасных инфекций;
-
высокотоксичные вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, полупродукты органического синтеза могут быть приобретены в сфере производства, хранения, торговли;
-
раздражающие химические вещества для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацофеноном, Си-эс, капсаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах.
Кроме того, отравляющие вещества и биологические агенты могут быть изготовлены нелегально в лабораторных условиях. Так, специалистами «Аум Сенрике» для газовой атаки в Токио и Мацумото было наработано около 6 литров зарина. Планировалось также получение отравляющих веществ нервно — паралитического действия (зомана и Ви-икс) и ряда биологических агентов.
Таким образом, положение высокотоксичных химических веществ и особо опасных биологических агентов для использования в террористических целях в настоящее время не является неразрешимой задачей. Наиболее сложную техническую задачу представляет создание эффективных и надежных устройств для совершения террористических актов с применением отравляющих веществ или биологических агентов.
Вполне очевидно, что эти устройства должны быть портативны и по внешнему виду походить на вещи или предметы, которые обычно перевозят пассажиры. Поэтому, вероятнее всего, такие устройства будут замаскированы под чемодан, хозяйственную или дорожную сумку, упаковку для обуви, продуктовый пакет и т.д. В настоящее время в открытой литературе приведены описания двух типов устройств, используемых террористами секты «Аум Сенрике».
Первый тип устройства, которое было использовано для совершения терракта, представляет собой два герметичных пластиковых пакета, размещенных один в другом и содержащие в себе исходные компоненты для получения отравляющего вещества «зарин». Запуск устройства осуществлялся покалыванием пакетов острым наконечником зонтиков от дождя, которые имелись у террористов. Через образовавшиеся отверстия происходило смешивание исходных компонентов и образование паров зарина. Данное устройство чрезвычайно простое, но представляет опасность для самого исполнителя.
На более высоком техническом уровне выполнено устройство, обнаруженное полицией у турникетов токийского метро. Оно представляло собой небольшой чемодан, содержащий емкости с отравляющим веществом и ультразвуковой вибратор для получения аэрозоля. Для распыления токсичного аэрозоля использовался фен для сушки волос. Источником питания служили аккумуляторные батареи, была предусмотрена возможность дистанционного включения данного устройства. Такая конструкция может быть использована не только для заражения воздуха парами ОВ, но и для распыления аэрозоля малолетучих ОВ и биологических рецептур.
Объектами применения химического и биологического оружия с помощью террористических актов могут быть крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, выставочные павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания.
Особую опасность представляет применение быстродействующих фосфорорганических отравляющих веществ в замкнутом объеме помещений с приточно-вытяжной вентиляцией. Большие скорости распространения воздушных потоков с отравляющими веществами в местах скопления больших масс людей могут привести к колоссальному числу жертв. Если бы террористы «Аум Сенрике» в помещениях станции метро создали облако зарина с концентрациями 0,02-0,01 мг/л, то все находящиеся на станции пассажиры получили смертельное поражение в течение нескольких минут.
Очаги напряженности как внутри России, так и вблизи ее границ будут способствовать возрастанию угрозы крупномасштабных террористических актов с применением средств массового поражения. Стране необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, которая должна быть нацелена на все этапы возможных террористических действий от их предотвращения, своевременного предупреждения до смягчения возможных последствий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В качестве первоочередных мер представляется целесообразным осуществить следующее.
На основе анализа состояния современных средств химического и биологического терроризма и возможных вариантов их применения по критическим инфраструктурам стран определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых необходимо разработать и в последующем осуществить дополнительный комплекс мероприятий в плане предупреждения и защиты. Данный комплекс мероприятий должен предусматривать:
-
заблаговременное создание и размещение необходимых ресурсов для оперативного реагирования и различные варианты ситуаций;
-
обеспечение органов управления соответствующими базами данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористического химического и биологического оружия наличие специальной базы данных является необходимым условием для своевременного определения характера поражения;
-
тщательное заблаговременное планирование порядка действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;
-
налаживание эффективного взаимодействия объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, почетной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-
совершенствование системы управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия.
Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ по объектам инфраструктуры с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), представляется целесообразным сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, в случае применения террористами химического или биологического оружия может спасти жизнь тысячам людей.
Необходимо также развернуть научно-исследовательские работы по:
-
созданию специального оборудования обнаружения химических и биологических агентов, включая аппаратуру дистанционного входного контроля пассажиров метрополитена, аэропортов и железнодорожных вокзалов; по поиску эффективных средств нейтрализации опасных агентов, медицинских средств оказания первой помощи;
-
разработке нормативно-технических документов, регламентирующих организацию и порядок действий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных актами химического и биологического терроризма, а также по формированию программ обучения сил и органов управления РСЧС действиям в данных ситуациях.
Особое внимание следует уделять терроризму с применением взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ).
Нарушения порядка хранения и использования взрывчатых материалов факты незаконного их приобретения выявлены во всех без исключения регионах Российской Федерации.
При значительном сокращении потребления взрывчатых веществ промышленного значения в стране более чем в 2 раза, число зарегистрированных случаев их хищения и утрат увеличилось в полтора раза. За последние 5 лет в нелегальный оборот поступило более 23 тонн взрывчатки, 50 тыс. детонаторов и 40 км термопроводящего шнура.
Сегодня существует большая опасность, что похищенные взрывчатые материалы могут быть использованы преступниками в период проведения выборной кампании, крупных общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.
В последнее время на объектах участились случаи обнаружения подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Что предпринимать для уменьшения вероятности нахождения их на территории, как вести себя при их обнаружении?
В качестве мер предупредительного характера рекомендуется:
-
ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;
-
ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;
-
периодическую комиссионную проверку складских помещений;
-
более тщательный подбор и проверку кадров;
-
организацию и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;
-
при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.
В случае обнаружения подозрительного предмета необходимо незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.
До прибытия оперативно-следственной группы необходимо дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета в соответствии с данными табл.1.
Таблица 1
Радиус безопасности (Rб) при эвакуации и оцепления при обнаружении подозрительного предмета или взрывчатого устройства
Тип взрывчатого устройства или предмет (машина, где взрывчатое устройство размещено) |
Безопасное расстояние от взрывчатого устройства Rб, м |
Граната РГД-5 |
не менее 50 |
Граната Ф-1 |
не менее 200 |
Тротиловая шашка массой 200 граммов |
45 |
Тротиловая шашка массой 400 граммов |
55 |
Пивная банка 0,33 литра |
60 |
Мина МОН-50 |
85 |
Чемодан (кейс) |
230 |
Дорожный чемодан |
350 |
Автомобиль типа «Жигули» |
460 |
Автомобиль типа «Волга» |
580 |
Микроавтобус |
920 |
Грузовая автомашина (фургон) |
1240 |
В соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье сотрудников.
Основные требования к руководителям:
-
обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации;
-
обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных;
-
во всех случаях дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируй время ее обнаружения.
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
Особо важно всегда помнить основные требования: не предпринимайте самостоятельно никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами — это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!