Информация, направленная на формирование негативного отношения к дарению подарков муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

Информация, направленная на формирование негативного отношения  к дарению подарков муниципальным  служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

 

Подпунктом 5 пункта  1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 года  № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации”, установлен запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Установленный для муниципальных  служащих запрет направлен на противодействие  коррупции и, необходимо заметить, что получение муниципальным  служащим вознаграждения вопреки установленному запрету может быть расценено как получение взятки и привести к возбуждению уголовного дела по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку подпункт 5 пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ содержит ссылку на исключения, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с требованиями федерального законодательства подарки, полученные муниципальным  служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

При обсуждении исключений из комментируемого запрета необходимо обратиться к положениям статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающей дарение муниципальным  служащим обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Следовательно, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями муниципальный служащий вправе получить обычный подарок стоимостью до трех тысяч рублей.

В случае, если стоимость подарка, полученного муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, превышает три тысячи рублей, они признаются соответственно муниципальной собственностью  и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

 

Действующим законодательством предусмотрено право муниципального служащего выкупить подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом следует отметить, что основополагающей чертой дарения является его безвозмездность, которая, в свою очередь, определяет особенности правового регулирования дарения.

При рассмотрении вопроса о дарении подарков должностным лицам необходимо отграничивать дарение от взяточничества. Если одаряемому необходимо выполнить определенное действие (бездействие) с использованием служебного положения, подарок независимо от стоимости будет являться взяткой.

Следовательно, основным признаком разграничения подарка и взятки является не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается.

Взяточничество среди коррупционных преступлений является наиболее распространенным и опасным явлением. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Коррупционные отношения между дарителем и одаряемым возникают только тогда, когда у одаряемого имеется интерес в подарке в обмен на совершение определенных действий или, наоборот, их не совершение в интересах дарителя. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе получение подарков стоимостью меньше 3000 рублей) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.

Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество.