Прокуратура разъясняет

ИНФОРМАЦИЯ

о порядке признания объектов капитального строительства аварийными  и подлежащими сносу по инициативе органа местного самоуправления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее — уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее — перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Чтобы оценить фактическое состояние объектов, привлекается специализированная организация. С ней заключается муниципальный контракт.

Далее уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса.

Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования — до дня вступления в силу решения суда.

Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:

— ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

— получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;

— расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

— расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства.

Старший помощник

Киришского городского прокурора                                              К.А. Карачкова

2) С 14 апреля 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции, которыми уточнен ряд ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции.

Федеральным законом, в частности, обязанность по проверке полноты и достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, возлагается на высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В случае выявления фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством РФ, указанное лицо обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий правонарушителя, или применении к нему иной меры дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Кроме того, Федеральным законом:

вводится перечень лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

конкретизируется перечень лиц, обязанных представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей);

корректируются обязанности членов избирательных комиссий в области противодействия коррупции;

уточняется запрет на участие в управлении некоммерческими организациями лиц, замещающих государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственных и муниципальных служащих.

Старший помощник

Киришского городского прокурора                                              З.Я. Кулиев

3) Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

         Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры.

         В частности, в новой редакции Правил расширена система мер санитарной безопасности в лесах, направленная на повышение устойчивости лесов, определены основные принципы планирования и организации мероприятий по защите лесов, вводится шкала категорий состояния деревьев, в соответствии с которой будет проводиться оценка санитарного и (или) лесопатологического состояния лесов при реализации мер санитарной безопасности, установлены сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам.

Старший помощник

Киришского городского прокурора                                              К.А. Карачкова

4) Возврат материнского капитала в Пенсионный фонд не лишает права на его дальнейшее использование

Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено право женщин на получение денежных средств в форме материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) второго и третьего ребенка, а также мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.

При этом, одним из возможных вариантов распоряжения средствами материнского капитала является улучшение жилищных условий семьи.

Вместе с тем, нередки случаи, когда сделка, направленная на приобретение нового жилья, по каким-то причинам может не состояться, а полученные средства материнского (семейного) капитала вновь возвращаются в Пенсионный фонд.

Поскольку в Российской Федерации появились случаи отказа Пенсионного фонда о выдаче средств материнского (семейного) капитала при повторном обращении, Верховный Суд России посчитал необходимым дать следующее разъяснение порядка применения закона.

Так, в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016), указано, что лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Таким образом, в случае, если средства материнского (семейного) капитала были возвращены в Пенсионный фонд, так как в определенный момент в них отпала необходимость, то при повторном обращении за этими средствами Пенсионный фонд не вправе отказать в распоряжении ими.

Старший помощник

Киришского городского прокурора                                                         К.А. Карачкова

5) В настоящее время рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

С 01.06.2018 вступают в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, касающиеся распространения института присяжных заседателей на районные и гарнизонные военные суды.

Суд с участием присяжных заседателей – это форма организации суда, где рассмотрение в судебном заседании одного дела осуществляется двумя раздельными, независимыми друг от друга, но равноправными между собой судебными составами: первый — это жюри, состоящее из представителей общества, второй — судьи-профессионалы.

Первые решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого, не исследуя и не разрешая вопросы права, требующие юридических познаний. Присяжные заседатели не знакомятся с материалами дела до судебного разбирательства и выносят вердикт только на базе доказательств, исследованных в ходе судебного следствия. В основе принятия ими объективного и справедливого решения должны лежать  только жизненный опыт, принципиальность, честность перед собой и перед обществом, умение установить и оценить имеющие значение для дела обстоятельства. Эмоции в данном случае не должны затрагивать рассматриваемое дело. До начала судебного заседания присяжные не знают никакой информации о подсудимом. Им неизвестны личные качества, социальный статус, семейное положение подсудимого. Это делается для того, чтобы окончательный вердикт суда был максимально объективным. Присяжные должны принимать во внимание только факты и доказательства, предоставляемые на суде.

Профессиональные судьи разрешают правовые вопросы, определяют виновному меру наказания либо освобождают его от ответственности.

Суд присяжных рассматривает дела о преступлениях повышенной общественной опасности, в их числе: убийство (ч. 2 ст. 105); похищение человека (ч. 3 ст. 126); изнасилование (ч. 3 ст. 131); бандитизм (ст. 209); угон воздушного, водного судна, железнодорожного состава (ст. 211); посягательство на жизнь государственного деятеля (ст. 277); получение взятки (ч. 3, 4 ст. 290); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295); посягательство на жизнь работника правоохранительного органа (ст. 317); наемничество (ч. 1, 2 ст. 359) и др.

В соответствии с изменениями судьи районного суда и коллегия из 6 присяжных заседателей будут рассматривать по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ст.ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь (это уголовные дела в отношении женщин, несовершеннолетних и мужчин старше 60 лет), а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено обвиняемым после ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия и до назначения судебного заседания.

В настоящее время коллегия присяжных заседателей состоит из 12 человек, а с 01.06.2018 основной состав коллегии присяжных в судах субъектов (областных, краевых судах) будет состоять из 8 человек, а при рассмотрении дела в районных судах – из 6 человек и судьи федерального суда общей юрисдикции.

Коллегию присяжных заседателей составляют граждане, специально отобранные случайным методом исключительно для определенного дела — это граждане России независимо от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Одна из форм гарантии их неприкосновенности —  не указание фамилий присяжных в приговоре.

Присяжному заседателю за время исполнения своих обязанностей из федерального бюджета выплачивается вознаграждение пропорционально числу дней его участия, но не менее среднего заработка по месту основной работы за такой период. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей имеет свою специфику. Приговор в отношении подсудимого выносится судьей на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, которые свое решение о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления не мотивируют.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей является обязательным для судьи, и судья в свою очередь также должен вынести оправдательный приговор.

Обвинительным считается вердикт, если на вопрос о виновности подсудимого проголосовало больше половины присяжных заседателей.

Основанием для отмены приговора, постановленного в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей, могут являться лишь существенные процедурные нарушения закона, допущенные в ходе судебного разбирательства.

По мотиву недоказанности вины, отсутствия доказательств причастности к совершенному преступлению приговор  обжалован быть не может.

Старший помощник

Киришского городского прокурора                                                     З.Я. Кулиев

6) Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внесены изменения, касающиеся административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Теперь является обязательным административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности. Также под надзор попадут лица, совершившие преступления, сопряженные с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, судьи, следователя, а также те лица, которые совершили преступление в период нахождения под административным надзором и были осуждены к лишению свободы.

Кроме того, административный надзор будет устанавливаться за лицами, имеющими судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, преступление при рецидиве или умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, а также если в течение года они будут дважды замечены в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

Лицам, не имеющим постоянного места жительства или пребывания, а также имеющим судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, теперь запрещено выезжать за установленные судом пределы территории.

Розыск лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его исполнения либо самовольно оставивших его, возложен на полицию.

Уточнены основания прекращения административного надзора за лицами, совершившими преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего до 14 лет и страдающими педофилией.

Кроме того, регламентирована процедура установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и не имеющих постоянного места жительства или пребывания.

Изменения вступили в силу с 09 июня 2017 года.

Старший помощник

Киришского городского прокурора                                              К.А. Карачкова