МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУСИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НА 2012 – 2013 ГОДЫ»

                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

                                                                           Постановлением  администрации 

                                                                                                                             № 52 от 28.12.2011г.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

 ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУСИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

НА 2012 – 2013 ГОДЫ»

д. Кусино   

2011 г.

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы Муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Кусинское сельское поселение на 2011 — 2013 годы»

(далее – Программа)

Основание для разработки Программы — Указ Президента Российской Федерации от 04 июля 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;

— Федеральный закон от 23.11.2009 г.  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

— распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

 

Заказчик Программы Администрация муниципального образования

«Кусинское сельское поселение»

Разработчик Программы Администрация муниципального образования «Кусинское сельское поселение»
Цели и задачи Программы Цели Программы:

— активизация практических действий по  реализации политики энергосбережения, способных обеспечить повышение энергоэффективности экономики муниципального образования «Кусинское сельское поселение», снижение удельного энергопотребления в бюджетных организациях, жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

  Задачи Программы:

— наращивание темпов комплексного оснащения средствами инструментарного учета, мониторинга, контроля и автоматического регулирования объемов потребления энергоносителей;

— планирование показателей и формирование заданий по энергосбережению и энергоэффективности в бюджетной сфере с целевой установкой сокращения доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах местного бюджета к 2013 году в 1,3 раза;

— совершенствование и повышение достоверности учета потреблению топлива и энергии, особенно в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном секторе;

— концентрация финансовых и временно незанятых трудовых ресурсов на широкомасштабных работах по капитальному и текущему ремонту коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда с целевой установкой снижения удельного потребления тепловой энергии в жилищно-коммунальной сфере.

— интенсивность обновления основных производственных фондов на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, автоматизированных систем информатики;

— изменение структуры экономики с увеличением доли наукоемких видов экономической деятельности.

 

Сроки реализации Программы 2012 — 2013 годы
Объемы и источники финансирования Программы -2170,301 тыс. рублей – всего средства местного бюджета,

в том числе:

2012 год – 670,301 тыс. рублей;

2013 год – 1500,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы – повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования;

— обновление и модернизация основных производственных фондов во всех секторах экономики;

— снижение нагрузки по оплате энергоносителей на муниципальный бюджет, доходы населения;

— обеспечение полного учета и регулирования потребления энергетических ресурсов, снижение уровня их потерь;

— наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, энергетических паспортов; топливно-энергетических балансов; актов энергетических обследований;

– сокращение удельных показателей энергопотребления экономики муниципального образования к 2013 году в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом (базовым годом);

– полный переход на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса;

– создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности.

Ответственные лица для контактов Воронин А.В., Стаховская Е.В.

 

 

Содержание проблемы

 С 01 января 2012 года будет происходить поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, до уровня 100 процентов. Средняя цена на электрическую энергию для потребителей по сравнению с 2007 годом вырастет к 2012 году в 2 раза.

Динамика изменения цен на твердое топливо  следует за изменением мировых цен на нефть и не регулируется со стороны государства. В настоящее время на территории муниципального образования Кусинское сельское поселение предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению занимается  МП «Жилищное хозяйство» муниципального образования Кусинское сельское поселение. Полное отсутствие приборов учета потребленных коммунальных услуг населением и организациями не позволяет четко разграничить количество потребленных услуг, вычислить нормативы потребления, оценить соответствие норматива потребленной услуги фактическому уровню потребления.

Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях.

В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.

Принятая на федеральном уровне Энергетическая стратегия является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития  в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных программ социально-экономического развития регионов.

В предстоящий период решение этих вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным.

Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:

— ограниченностью источников финансирования программных мероприятий и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;

— неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;

— дерегулированием рынков энергоносителей;

 Цели Программы

Основными целями Программы  являются активизация практических действий по реализации политики энергосбережения, способных обеспечить к 2013 году снижение энергоемкости экономики не менее чем на 30% по отношению к уровню 2010 года, повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в муниципальном образовании «Кусинское сельское поселение»

Задачи Программы

1. Проведение комплекса организационно-экономических и правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоэффективности территории.

Для этого в предстоящий период необходимо:

— принятие программ или среднесрочных планов по повышению показателей энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов на предприятиях и в организациях на территории МО;

— формирование программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;

— создание благоприятных условий для привлечения в сферу энергосбережения малого и среднего бизнеса, в том числе с использованием долгосрочных энергосервисных контрактов;

— создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:

разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;

разработка и внедрение типовых форм энергосервисных контрактов и договоров на поставку топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;

нормативно-методическое обеспечение эффективного использования энергии и ресурсов, включая разработку норм освещения, стимулирующее применение энергосберегающих решений.

— организация подготовки кадров.

2. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.

Для решения данной задачи необходимо при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по энергосбережению, соответствующих или превышающих требования федеральных нормативных актов и обеспечить их соблюдение.

3. Проведение энергоаудита, энергетических обследований, разработка и ведение энергетических паспортов.

Для выполнения данной задачи необходимо организовать работу по:

— проведению энергетических  обследований, составлению энергетических паспортов во всех органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях;

— проведению энергосберегающих мероприятий при капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, осуществляемом с участием бюджетных средств.

4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических

ресурсов.

Для этого необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами потребления тепловой энергии все здания, где функционируют органы местного самоуправления, муниципальные учреждения и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.

5. Организация ведения топливно-энергетических балансов.

Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить ведение топливно-энергетических балансов муниципальными учреждениями.

Важнейшие целевые показатели и индикаторы.

Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности характеризуются:

— долей объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования Кусинское сельское поселение;

— долей объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов — с использованием коллективных приборов учета) в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования Кусинское сельское поселение;

— долей объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов — с использованием коллективных приборов учета) в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования Кусинское сельское поселение;

— объемом внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в общем объеме финансирования муниципальной программы.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2012-2013 годы.

Анализ потребления энергоресурсов

Согласно приведенным ниже формам представляется следующая информация:

а) энергетический баланс по всем видам энергоносителей за 2010год;

б) средняя и максимальная помесячная нагрузка по всем видам  за 2010 г;

в) сведения о наличии приборов учета,.

Энергетический баланс за 2010 год

 

Наименование     2010 г.
Теплоснабжение Потребление, Гкал

111,4

Стоимость, тыс.руб.*

81,4

Электроэнергия Потребление, тыс.кВт·ч

8,3

Стоимость, тыс.руб.*

27,3

Общая стоимость энергоносителей, тыс. руб.

 

 

108,7

 

Средняя и максимальная месячная нагрузка  (здание администрации МО Кусинское сельское поселение)

 

Наименование            2010 г.
Электроэнергия Среднее в месяц, тыс.кВт·ч

0,7

Максимальное в месяц, тыс.кВт·ч

1,4

% превышения

50

Теплоснабжение Среднее в месяц, Гкал

12,4

Максимальное в месяц, Гкал

24,6

% превышения

50,4

Доля энергоресурсов, расчеты за которые осуществляются по приборам учета, к общему объему, следующая:

Оснащенность приборами учета (на 31 декабря 2010 г.)

 

 

Вид

Доля энергоресурсов, расчеты за которые осуществляются по приборам учета, к общему объему потребляемых энергоресурсов, % Объекты, оснащенные необходимым количеством приборов учета
Количество % к общему числу
Тепловая энергия

 

Электроэнергия 100 %

 

1 100 %

 

Выводы:

1. Основная доля расходов на энергоносители приходится на   отопление и электроэнергию.

2. Оснащенность приборами учета на отопление составляет  0 %.

Условия выполнения программы

В соответствии с требованиями закона №  261-ФЗ от 23.11.2009 года необходимо ежегодное снижение потребления энергоресурсов не менее чем на 3% в год.

Оценка социально-экономической

эффективности реализации Программы

В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:

1. наличия в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях:

—  энергетических паспортов;

—  топливно-энергетических балансов;

—  актов энергетических обследований;

—  установленных нормативов и лимитов энергопотребления,

2.  формирование действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;

3. снижение затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;

4. подготовка специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования;

5. создание условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения, разработки и ведения топливно-энергетического баланса муниципального образования;

6.  создание условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения;

7.  увеличение доли местных и возобновляемых энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе муниципального образования.

 

Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации и каждом доме будут проводиться мероприятия по энергосбережению.

Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.

 

Механизм реализации и порядок осуществления контроля за ходом реализации Программы.

Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:

— предприятия и организации;

— органы местного самоуправления.

При реализации программных мероприятий на предприятии
(в организации) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации), организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов
на предприятии (в организации).

Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы. Ответственность за невыполнение указанных функций устанавливается приказом руководителя или решением вышестоящего органа управления.

В отношении муниципальных организаций: бюджетных учреждений, муниципальных предприятий, а также органов местного самоуправления, — управление Программой осуществляется в основном административными (организационно-распорядительными) методами в сочетании с использованием экономических стимулов и мер морального поощрения персонала.

Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальными заказчиками из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.

Порядок финансирования программных мероприятий устанавливает администрация муниципального образования «Кусинское сельское поселение». Отбор исполнителей для выполнения работ по реализации программных мероприятий производится муниципальными заказчиками Программы в установленном для размещения муниципальных заказов порядке.

Управление со стороны органов местного самоуправления за реализацией программных мероприятий в коммерческом секторе экономики, а также в некоммерческих организациях и домохозяйствах, осуществляется через применение экономических стимулов, в том числе координацию и укрупнение спроса, а также снижение издержек на получение информации и доступа к эффективным энергосберегающим технологиям.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.

Сроки и форму учета мероприятий и контроля за выполнением утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в коммерческом секторе экономики, муниципальных и некоммерческих организациях отрасли, устанавливает координатор Программы.

Координатор Программы ежегодно, до 1 ноября текущего года уточняет с муниципальными заказчиками и участниками Программы перечень и сроки выполнения программных мероприятий, объемы и источники финансирования на следующий год

Контроль за ходом выполнения программных мероприятий производится координатором Программы по указанным в паспорте Программы показателям и индикаторам, позволяющим оценить ход  ее реализации.

Контроль за целевым расходованием бюджетных средств на реализацию программных мероприятий в установленном порядке осуществляют контролирующие органы.

В целях стимулирования выполнения программных мероприятий предусматривается осуществление комплекса мер, включающих систему ценообразования, льгот, дотаций, а также использования высвобождаемых энергетических ресурсов, проведение эффективной тарифной, налоговой, бюджетной и кредитной политики.

Предусмотренные Программой финансово-экономические механизмы и механизмы стимулирования распространяются на лиц, являющихся исполнителями программных мероприятий.

Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов Кусинского сельского поселения о бюджете на соответствующий финансовый год.

Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.

План мероприятий.

№ п/п Наименование  мероприятия

2012 год

2013год

1

Проведение гидравлической регулировки, ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях, не оснащенных автоматическими ИТП (проводится эксплуатирующей организацией). В течение срока реализации программы без финансирования

2

Контроль за нецелевым использованием энергоносителей В течение срока реализации программы без финансирования

3

Установка счетчиков тепловой энергии:

в библиотеке

 

200000,00 руб.

(местный бюджет)

 
2-а  многоквартирных дома: 349599,00руб. (местный бюджет)

4

Проведение квалифицированного технического обслуживания и метрологического обеспечения узлов учета и регулирования энергоресурсов. (проводится эксплуатирующей организацией). В течение срока реализации программы без финансирования

5

Замена светильников в многоквартирных домах на светодиодные 120702,00 руб.

(местный бюджет)

 

6

Замена светильников уличного освещения на светодиодные   1500000,00 руб (местный бюджет)

ИТОГО 670301,00 руб. 1500000,00 руб.