РАЗЪЯСНЕНИЯ
Основы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Правовую основу осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля составляет Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иные Федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты.
Указанные правовые акты регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок взаимодействия контролирующих органов, их права и обязанности, а также права и обязанности юридических лиц и меры по защите их прав и законных интересов.
Положения названного закона, касающиеся порядка организации и проведения проверок, после вступивших в силу изменений, в настоящее время не применяются при осуществлении 23 видов государственного и муниципального контроля, а также применяются с особенностями в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в отношении 43 видов государственного и муниципального контроля.
Указанный перечень постоянно расширяется федеральным законодателем, путем внесения соответствующих изменений и дополнений.
Пунктом 23 ч.3.1 ст. 1, введённым Федеральным законом от 02.08.2019 №310-ФЗ установлено, что положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ не распространяются на федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Осуществление указанного вида государственного контроля проводится на основании Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы. Таким органом является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и ее структурные подразделения.
Порядок организации, проведения проверочных мероприятий регламентированы Приказом МВД России от 18.06.2012 №589 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации».
Вместе с тем Законом РФ от 11.03.1992 №2487-1 установлены особенности осуществления данного вида государственного контроля (надзора).
Так, продолжительность проведения плановой проверки не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации, в то время, как уведомление о проведении плановой проверки органов прокуратуры Российской Федерации не требуется.
Также в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Уведомление органов прокуратуры о проведении плановой проверки в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере охранных услуг, является дополнительным механизмом защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля, поскольку позволяет органам прокуратуры применить полный комплекс мер прокурорского реагирования в отношении должностных лиц органа контроля в случае допущения ими нарушений закона, законных прав и интересов юридического лица.
И.о. Киришского городского прокурора
советник юстиции С.В. Павловская